Холодильники раскрылись по-новому
В рынок бытовой техники РФ встраиваются китайские и российские бренды
Традиционные лидеры российского рынка бытовой техники в лице Bosch, LG, Samsung, Electrolux в последние полгода начали терять позиции из-за остановки импорта и производства в стране, уступая места китайским и турецким брендам. В результате почти во всех сегментах лидируют именно эти производители, хотя растет спрос на продукцию отечественных брендов, которая подорожала, но по качеству все еще уступает зарубежным аналогам. В перспективе, допускают эксперты, разнообразие брендов на рынке может увеличиться. Но в случае возвращения мировых лидеров россияне все равно к ним вернутся, если цены не окажутся запредельными.
Начало военных действий на Украине перекроило многие сегменты российского рынка, в первую очередь потребительские. Серьезные изменения происходят, в частности, в продажах бытовой техники. Лидеры в лице Bosch, LG, Samsung, Electrolux и ряда других остановили прямые поставки. В результате за девять месяцев доля ведущих брендов в деньгах в продажах крупной бытовой технике упала в несколько раз.
Как пояснил коммерческий директор Holodilnik.ru Алексей Погудалов, ссылаясь на данные независимых аналитиков, если в сентябре 2021 года в продажах холодильников лидировал LG с долей 16,1% (в деньгах), то спустя год речь шла уже только о 10,1% рынка. Упали доли Bosch и Samsung, снижаются продажи Whirlpool, Indesit и других (см. инфографику). При этом лидером сегмента с долей 23,5% стал китайский Haier, улучшились позиции турецкого Beko и белорусского «Атланта». В «М.Видео» подтверждают, что на первое место по продажам холодильников вышел бренд Haier, поднявшись за год с третьего места, в первую пятерку вошел Beko. В «Марвел-Дистрибуции» поясняют: «В истории китайского производителя на каком-то этапе была достаточно глубокая интеграция с премиальным брендом Liebherr, что помогло развитию». В то же время в сети «Ситилинк» самыми покупаемыми брендами холодильников в штуках стали «Атлант», «Бирюса» и Nordfrost, а в деньгах — «Атлант», LG, Nordfrost.
Китайские и турецкие компании захватывают не только рынок, но и производственные мощности. Бренды, которые приостановили деятельность в России, декларируют планы по входу: Bosch намерен продать завод под Санкт-Петербургом (см. “Ъ” от 22 августа), а LG — перенести производства в одну из стран СНГ (см. “Ъ” от 21 октября). Покупатели пока неизвестны. Но мощности американской Whirlpool (Indesit, Whirlpool, Hotpoint) в Липецкой области уже приобрела турецкая Arcelik (Blomberg, Beko и др.; см. “Ъ” от 28 июня).
Haier, по словам Алексея Погудалова, планирует расширить мощности, запущенные в 2019 году в Набережных Челнах (стиральные машины, холодильники и телевизоры). Источник “Ъ” на рынке уточнил, что речь идет о запуске второго завода в том же кластере. Турецкая Vestel, которая законсервировала свой завод в Александрове в 2016 году (см. “Ъ” от 3 ноября), изучает возможности восстановления производства. Китайская компания Midea еще в 2020 году открыла завод холодильников в Татарстане, а в 2023 году обещает начать выпуск стиральных машин (по данным “Ъ”, компания запустила также сборку микроволновок в Калининграде и планирует расширять выпуск других типов техники). Hisense может выкупить законсервированные мощности, добавляет господин Погудалов, не раскрывая детали. Ранее в «Марвел-Дистрибуции» говорили, что Hisense — один из претендентов на приобретение завода Bosch. На запросы “Ъ” в Haier, Hisense и Midea не ответили.
Директор департамента бытовой техники «Марвел-Дистрибуции» Дмитрий Левин о том, как меняется рынок
Директор департамента бытовой техники «Марвел-Дистрибуции» Дмитрий Левин о том, как меняется рынок
Новые и расширяющиеся производства рассчитаны не только на рынок РФ, но и на поставки в соседние страны, полагает Алексей Погудалов: «В России ниже цены рабочей силы, энергоресурсов, части материалов, например металлов. В комплексе это дает преимущество. Но препятствием может стать дефицит импортных комплектующих или сложность их доставок».
Строительство завода, выпускающего в год 500–600 тыс. стиральных машин и 500–600 тыс. холодильников, может обойтись примерно в €50–70 млн (3–4 млрд руб.; подробнее см. колонку), считает директор департамента бытовой техники «Марвел-Дистрибуции» Дмитрий Левин: «Оценить переоборудование законсервированного завода сложнее, так как надо изучать каждый случай: где-то нужно менять систему кондиционирования и отопления, что очень дорого, где-то достаточно передвинуть станки». Он добавляет, что в поставке компонентов для производства «все упирается в логистику». Компоненты изготавливаются в основном в Китае, так что «с их приобретением проблем нет, главное — привезти».
На своем месте
Новым трендом становится и интерес к отечественным и белорусским брендам, которые пока не входят в число лидеров, но увеличивают продажи. В «М.Видео» отмечают, что в 1,5–2 раза выросли продажи техники «Атлант», Darina, Gefest, Flama, Elikor и «Витязь». Тимофей Корнев Газета «Коммерсантъ» №214 от 18.11.2022, стр. 10